О слободском мужеско-женском монастыре
В сентябрьской книжке Христианского чтения за 1861 год сказано: «между женскими монастырями были, кажется, монастыри как бы приписанные к мужским, составлявшие месте с ними две половины одних и тех же монастырей под управлением одних настоятелей. К таким «совмещенным» мужеско-женским монастырям не без основания можно относить Хотьков, в котором приняли пострижение и погребены отец и мать преп.Сергия Радонежского; Лазаревский Городецкий, где, по подлинному в истории факту, в 1367 году во время вечерни страшный гром побил чернецов и черниц; тверский Богородичный на Шеше и новгородский Воскресенский на Красной горке, которые названы в летописях общими монастырями».
К этим сведениям о существовавших в старину женских монастырях, которые были соединены с мужскими под одним настоятельством, присовокупляем сведение еще об одном таком монастыре, найденное в архиве вологодского Спасоприлуцкого монастыря. Близ этого монастыря существовал в XVII столетии женский Николаевский монастырь. Он главным образом зависел в своем существовании и управлении от Спасоприлуцкого, но для внутреннего ближайшего надзора имел свою настоятельницу — игуменью. В двух кельях в то время жили два мирянина, один по найму в казенной келье, а другой по наследству после покойной родственницы — старицы.
Такое положение дел в монастыре, когда рядом с кельями монахинь располагались кельи, населенные мирянами мужского пола, показывает, что часто монастыри не были строго отделенными от мирских влияний общества, в отличие от нынешних, правильно устроенных, обителей. По всей вероятности, пример такого монастыря был и в Слободском. Подтверждение этому находим в «…книге писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подьячего Ивана Кокушкина 1629 года»: «… в городе живут нищие в кельях, а питаются от церкви Божии: в келье черница Пелагея, в келье черница Киликея Ковригина, в келье черница Олена, в келье нищая Маврица Овсянникова, в келье нищей Семка Подосокорский, в келье нищей Кибирко Обдулин, в келье Маковейко Жуков, в келье Васка Кирилов, в келье нищей Ивашко Чурин, в келье нищая Афимьица Яковлева, в келье нищей Данилко Халевин». Таким образом, наличие черниц-монахинь говорит о том, что в 1629 году женский монастырь уже существовал и был приписан к мужскому Богоявленскому монастырю, который являлся общим, а наличие в кельях нищих мужского и женского пола, лишившихся по разным причинам родных и имущества, о которых некому было позаботиться, и они обратились к церкви как последнему пристанищу, говорит о первичных попытках образования богаделен — приюта бездомных, лишенных пропитания, чаще всего убогих и больных.
Далее читаем: «1683 года 9 июля, в 8 часу дня, пожар, начавшийся от кузниц, истребил 86 дворов, Екатерининскую церковь, ерхиерейский дом, построенный на случай приезда архиерея, приказ, тюремный двор и кельи женского монастыря». Это печальное событие и послужило поводом для постройки отдельного женского монастыря, да к тому же число монахинь и послушниц, судя по всему, увеличилось, т.к. в октябре 1703 года в списке иерархов и настоятелей монастырей российской Церкви отмечена игуменья Анна, настоятельница Слободского «Новодевича» монастыря.
14 мая 1742 г. при воеводе князе Иване Борисовиче Козловском Слободской постигло новое несчастье: пожар истребил весь город, со всеми храмами и женским монастырем, в котором только что, в 1740 г., была выстроена холодная каменная двухэтажная церковь, а в 1742 г. освящен был только придел в нижнем этаже.
Исходя из письменных свидетельств, можно сказать, что женский монастырь в г.Слободском был основан как общий при мужском Богоявленском монастыре в начале XVII века, возможно, еще при преподобном Трифоне Вятском. В начале XVIII века (1703 г.) он приобрел самостоятельность и имел название «Новодевичий». В дальнейшем слободской женский монастырь именовался «Спасский», а над восточными, главными, воротами была помещена икона «Спаса Нерукотворного». Закрыт монастырь был, как и многие другие, в 1764 г. В 1775 г. по указу Св. Синода в него были переведены инокини Уфимского Христорождественского монастыря, и монастырь до 1823 г. именовался «Уфимским Христорождественским, что в городе Слободском». Затем получил окончательное название Христорождественского. И в настоящее время на его территории можно встретить не только женщин. В обустройстве монастыря им во многом помогают мужчины — ведь жизнь устроена во взаимодействии противоположных полов.
С. Пленкин, краевед.
«Слободские куранты»