ТРАКТование истории
Существует такое мнение, что богатство и известность Слободскому снискала не столько архитектурная прелесть зданий и церквей, а тракты, проходившие через него: Кайский — на Чердынь, Верхотурье; Глазовский — на Екатеринбург в Зауралье; Вятский, который связывал с центральными областями России, и Северный, или иначе Ношульский коммерческий тракт на Архангельск. Не могу не согласиться с этим высказыванием.
Через Слободской шла по одно время главная дорога на Урал и в Сибирь. Из Слободского на с.Екатерининское (современный Кирс), Кай, Чердынь, Соликамск, Верхотурье и далее. Этот путь также называется еще и старым Сибирским трактом. По нему слободские купцы добирались даже до легендарной столицы западной Сибири — Мангазеи и еще дальше — до самой границы с Китаем — Кяхты. По тракту в основном шла торговля. Таким образом, наш город был прочно связан с этой одной из главных российских дорог в стародавние времена.
Эта дорога в начале XVII века не что иное, как часть так называемого старого сибирского тракта, связывающего европейскую часть России с покоренным Сибирским ханством. Я давно мечтал пройти по некоторым местам этого маршрута. Но все как-то не получалось. Однако летом волею судьбы все-таки удалось совершить это небольшое путешествие по нашей славной истории от села Макарье до Слободского. Моим проводником стал известный краевед Сергей Пленкин.
Итак, выбрав подходящий погожий денек и вооружившись старыми картами, мы отправились по намеченному маршруту. На автомобиле со всеми остановками он занял не более двух часов.
До Макарья мы ехали по современной дороге на Киров. Как известно, эта дорога является частью более позднего маршрута Сибирского тракта, или, как его еще называют, Ново-Московского — тот старый Сибирский тракт основательно спрямили. Напомним, что в 1781 г. вышел указ Екатерины II о создании Сибирского тракта путем слияния дороги Санкт-Петербург — Москва — Вятка, продолжаемой Вятским трактом (Вятка — Слободской — с.Дебессы — Глазов — Пермь — Сибирь) и так называемого Казанского тракта (Казань — Малмыж — Дебессы.) Большинство декабристов, приговоренных к ссылке в Сибирь в 1825 году, проехали именно по этому маршруту. Тракт этот и сегодня хорошо «читается» по называемым в народе «екатерининскими» березам, еще кое-где сохранившимися вдоль главной государевой дороги.
Вдоль старого Сибирского тракта, куда мы свернули сразу после Макарья, никаких берез нет, и поэтому нашими ориентирами стали только старые карты, кое-какая информация, почерпнутая из архивных источников, да интуиция.
Во время пути Сергей Пленкин рассказывает: «Все, кто жил возле тракта, пользовались привилегиями. Была возможность подзаработать на перевозе, могли предоставить ночлег, заняться извозом. Торговые дороги давали крестьянам, кроме землепашества, дополнительную оплачиваемую работу; способствовали более быстрому заселению северо-восточной окраины Слободского уезда. Из всех ремесел вдоль тракта на этом участке особенно было развито кожевенное. Доможиров описывает в своей летописи, что в начале XVII века жители делали кожи яловые, цветные и торговали ими. Вывозили продукцию по большей части на север».
Краевед продолжает: «Если взглянуть на таможенные книги русского севера, то в XVII веке слободские купцы уже завозили сюда жесть на крыши. Это говорит о том, что люди здесь жили довольно зажиточно. Естественно, занимались и мехами. Эта традиция тянется еще Бог знает с какого времени. По старому Сибирскому тракту слободские купцы ходили в древнюю столицу Западной Сибири — Мангазею, где была в те времена сосредоточена вся меховая торговля. Представьте: оттуда наш купец, поторговав мехами, вез товару на тысячу рублей. Деньги по тем временам огромные».
От села Макарьевского (раньше Макарье называлось так) тракт шел на Котельнич через сегодняшний Коминтерн. Кому надо было в Хлынов, сворачивали с этого перекрестка. Дорожная развязка здесь и была — на Коминтерновском повороте.
От Макарьевского тракт уходил в сторону реки в направлении Боровицы. Мы едем по дороге на Боровицу через Порошинский поворот. Естественно, что тракт проходил не прямо по этому месту, а где-то рядом. Сейчас осталось только его направление. Раньше дорогу выбирали так, чтобы можно было проехать с наименьшими потерями.
«Перед современной Боровицей старый тракт уходил влево. Через Сунцовы, Большие Сколотни, далее в Калининцы. Прямо из Калининцей поворачивал на Лихачи, в Волково не заходил. Из Лихачей — в деревню Кысы, где был постоялый двор и первая остановка после с.Макарьевское. В Кысах имелся большой колодец 2 на 2 метра. Когда-то, судя по старой карте, были Большие и Малые Косы, а потом селение стало называться Кысы. От Кысов на Рыловы, через ныне существующую д.Вахруши (тогда ее не было). От Рыловых через Горскую Речку (а может, Барскую Речку, как указано на одной карте) вдоль нынешних деревень Оглоблино и Соковни (этих деревень тогда, как и Горской Речки, не было, стояла здесь деревня Баранники) на Деньгины и Мешины (старые деревни). И отсюда непосредственно в город», — так описывает маршрут старой дороги краевед Пленкин.
Естественно, та старая, первоначальная, дорога, по которой передвигались наши предки, утеряна. Так как по большей части она шла по полям, то оказалась просто-напросто перепахана. Такая же участь — вспашка — постигла в советские годы не только старые дороги, но и многие деревни. Сегодня мы можем только сказать, из какого населенного пункта в какой она шла. Расстояния между вышеперечисленными нами деревнями 1-2 километра и более. Где доподлинно шел тракт, не знает никто.
Но утеряна не только сама старая дорога, но и информация о ней среди местного населения. Когда мы форсировали железнодорожный переезд на Горской Речке, к нам подошел местный житель. Его заинтересовало, что здесь делают незнакомые люди. Когда старожил узнал, что мы следуем по пути старого Сибирского тракта, то подивился. Он всю жизнь прожил здесь, но об этом не знал.
По мнению краеведов, свой расцвет эта дорога получила приблизительно в начале XVII века. Тогда из Москвы в Сибирь стала больше использоваться дорога Муром — Нижний — Царевосанчурск — Яранск — Котельнич — Орлов — Хлынов — Слободской — Кай — Верхотурье. В начале XVIII в. появилась дорога в Сибирь от Москвы через Казань на Кунгур, но перевозка торговых грузов и этапирование приговоренных к каторге шло все же через Хлынов. С этого времени некогда бойкий старый Сибирский тракт стал постепенно приходить в запустение.
Первая остановка после Слободского — Всехсвятское. Этот участок старого Сибирского тракта — цель нашего следующего путешествия. Если оно состоится, то о нем мы обязательно расскажем нашим читателям.
С. Наговицин.
«Слободские куранты»